«Ақмола облысы білім басқармасының  Бұланды ауданы білім бөлімі Вознесенка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Вознесенка отдела образования по  Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

Открытый урок по познанию мира в 4 классе."Подземные воды. Минеральные воды"

23.11.2018

 

Тема урока:   Подземные  воды. Минеральные воды.  4 «Б» покласс.

 Цель: Сформировать  знания учащихся о подземных водах, колодцах,

родниках, реках и озёрах, их значении для животных и людей.

Задачи:

1.    

Формировать знания

о полезных водах, их образовании.

2.

Воспитывать экономичность в использовании воды, уважение и любовь к окружающему

миру.

     3. Развивать

логическое мышление, воображение, восприятие, память, речь, наблюдательность.

 Оборудование:

            Физическая 

карта Казахстана, контурная карта, схемы: «Образование подземных вод»,

«Водоёмы», «Питание рек».

                                          

Оформление доски:

 Плакат: Реки, ручейки, моря на Земле текут не

зря!

 Тема: «Подземные воды»

                                                 

Ход урока

I.                  

Мотивация

к деятельности.

Деление на группы.

Психологический настрой. Желтая ладошка-

здороваются, зеленая

ладошка – хлопают по плечу и говорят пожелания.

 

II.Постановка

цели урока.

 Сегодня у нас урок необычный к нам пришли

гости. Девиз урока будет: Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря! Давайте вспомним предыдущийй урок и убедимся в этой

истине.

III. Проверка   знаний.

Итак, давайте повторим наши

знания о воде, составив кластер по вопросам

1.    

Свойство воды,

благодаря которому мы видим то, что находится в воде. (прозрачность)

2.    

Состояние воды в

природе ниже 0 градусов. (твёрдое)

3.    

На цветках, на

траве серебрится на заре.(роса)

4.    

Состояние воды,

при котором она поднимается  вверх.

(газообразное)

5.    

Свойство воды,

способность растворять некоторые вещества. (растворитель)

6.    

Живёт в небе,

гулять пойдёт, ноги на землю спустит. (дождь)

7.    

Состояние воды, в

котором вода течёт. (жидкое)

8.    

Бел, как мел, с

неба прилетел, зиму пролежал, весной побежал. (снег)

9.    

Без крыльев

летит, без ноги бежит, без паруса плывёт. (облако)

-

Сегодня мы продолжим разговор об удивительном веществе     на Земле, которое делает нашу планету уникальной. Что это за

вещество? (вода)

Практическая работа.

Возьмите

в руки стаканы с водой, посмотрите и назовите свойства воды. Что вы можете

сказать о воде? (она прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, безвкусная, без

осадка). Верно. Для чего нужна вода человеку? (Чтение девиза на доске).

Вода – источник жизни. Есть

организмы, которые могут обходиться без кислорода, но нет организмов, которые

обходились бы без воды.

А сейчас я предлагаю вам

посмотреть видеоролик о самом необходимом веществе на земле для всех живых

организмов

Обсуждение видео.

Тело человека на 2\3 состоит из воды. Из воды состоит и кровь человека – 83%,

почки 83%, мозг 85%, мышцы 75%, глаза 95%. Одним словом, ходячие мешки с водой.

Вода способствует доставке кислорода в клетки, из которых мы состоим,

регулирует температуру тела, выводит из организма ненужные вещества. Без пищи

человек может прожить 30-50 дней, а без воды 3 дня. Не зря в народе говорят:

«Мать – водица, всему царица».

 -Так не зря на Земле реки текут? Чтение

девиза.

IV.Определение

темы урока. Сейчас я предлагаю вам составить схему ассоциацию словом

«Водоемы»  работа (2-3 минуты)

- Ассоциации к слову

«Водоёмы»

Подумай!

        

океаны              моря                          пруды           реки

                                     «Водоёмы»

озеро                 ручьи                       колодцы                  родники       

                                     гейзеры

 

- Всегда ли вода бывает

безвкусная? (есть морская вода)

- Как вы думаете, достаточно

ли воды на земле?  (  вода – 2\3 части, суша – 1\3 часть)

Действительно, запасы солёной

воды велики (97%), а вот пресной воды мало (3 %)

 

По своим качествам солёная

вода не пригодна в пищу. Земляне используют только пресную воду. Посмотрите,

как её мало.

Итак, пресная вода – 3 %. Это

ледники – 1 % , реки, озёра, болота, атмосферные осадки – 1 %,   …   -

1 % ?

Где же ЕЩЁ скрывается пресная

вода? (под землёй)

Определите тему урока.

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ.

V. Работа над

новой темой

Проблемный вопрос

- Как вода оказалась под

землёй? (все осадки просачиваются в почву)

- Насколько глубоко проникает

вода? Что может её остановить?

Опыт 1.

- на столах стаканчики с

песком. Налейте воды в этот стаканчик.

- Что вы видите? (вода

проходит сквозь песок)

- капните несколько капель на

камень.

- что вы видите?

Стакан с глиной,  Налейте воды.

-Что вы увидели?

- Какой вывод можно сделать?

( вода не проникает, глина является водоупорным 

слоем)

ВЫВОД: через песок вода

проходит, а через плотные горные породы и глину нет.

- Какое слово вы бы

подобрали, характеризуя песок? (водопроницаемый, водоупорный)

- А глину? Почему?  (схемы: водопроницаемый, водоупорный)

- Слои, которые пропускают

воду, называются водопроницаемые, а твёрдые горные породы, глина – водоупорные.

- Что же происходит с водой?

(её останавливают водоупорные горные породы)

    - Как же путешествует капелька под землёй?

- Вода скапливается там?

(нет, она движется)

- Где выходит эта вода? (в

реки, в океаны, на поверхности)

Опыт 2 (показываю сама)

На тарелку (плитку гранита)

кладётся Стакан с песком и сверху льётся вода. Вода проходит песок  и выходит на поверхность. Песок – это

водопроницаемые слои, а тарелка ( гранит) – водоупорные.(появление родника)

- Что это? (ключик, родник)

- Что такое родник? (источник

пресной воды) 

Опыт

 Возьмите стакан с водой и

опустите  туда щепотку соли и соды. Что

стало с водой?

 Точно такие же процессы

происходят и под землей. Вода становится минеральной и ее можно пить. Она

приобретает определенный вкус, запах, нагревается. Такую подземную воду

называют минеральной. Полезнее всего пить воду из источника. Источник с

минеральной водой называется – арасан. Но не всегда удобно и доступно пить воду

прямо из источника. Поэтому,  минеральную

воду сейчас разливают по бутылкам.

 Демонстрация бутылок с

минеральной водой.

 Давайте попробуем природную

минеральную воду и сравним ее с обычной питьевой водой. Какую разницу вы

наблюдаете? Что вы заметили?

VI. Проверка

усвоения нового материала

Как вы поняли материал, мне

поможет узнать следующая работа. Вы должны соединить стрелками слова из первого

столбика со словами из второго.

Водоупорный слой                                           

родник

Водопроницаемый слой                                   глина

 

Места выхода подземных

вод на поверхность                                          

песок

 

VII. Домашнее

задание

Стр.

46-49. Найти 5 пословиц о воде. Сочини сказку о роднике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 734


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

СоцСети

     

Ұйымдар тізімі
Текст