«Ақмола облысы білім басқармасының  Бұланды ауданы білім бөлімі Вознесенка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Вознесенка отдела образования по  Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

"Лайықты өмір сүру дегеніміз не?" атты сынып сағаты

01.02.2019

Урок нравственности.

Тема: «Что значит жить достойно?»

Цель: раскрыть очень важное нравственное понятие «достоинство» и на конкретных примерах показать, что значит – жить с достоинством.

Материалы: написанные в виде плаката название урока, определение понятия «достоинство», высказывание И. Канта: «Жить- с нравственным законом в душе», карточки с высказываниями выдающихся деятелей.

План:

1.Вступление. Анализ понятия «достоинство».

2.Основная часть. Анализ ситуаций. Дискуссия. Игра «Что угодно для души?». Выбор изречений, суждения о них.

3.Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

1) Вступление.

- Ребята посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия «достоинство».

«Достоинство» - категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признаётся ценность личности».

«Достоинство» - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе».

Что их роднит?

А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означают слова – «чувство собственного достоинства». Мы слышим иногда, когда о человеке говорят: «у него есть чувство собственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство «себя», своего «я».

А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.

А на чём должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или…Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.

2) Основная часть.

А теперь проанализируем две ситуации.

Ситуации пренебрежения и неуважения других

Ситуация 1.

Саша пришёл в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как – то сразу все потянулись к нему.

Но прошёл месяц – другой, и Саша всё чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимание. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам – возможно, её предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смягчить отказ, он сказал:

-Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул в сторону класса, - это ник чему. Каждый может и должен искать сам…

Ситуация 2.

В один дом был приглашён на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного учёного), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобства гостям, обошёл стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вёл себя оживлённо, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

 

Похожи ли эти ситуации? Чем? (ответы учащихся). Да, верно, герои очень ценят себя, уважают как личность, но пренебрежительно относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?

Кто решает, как определить, что достоинство, а что нет? Почему мы все с вами увидели, что поступки юношей недостойны? Да, ценность деяний человека определяет опыт предыдущих поколений, многовековая культура. Так возникла и этическая культура как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение: общечеловеческие ценности. Мы говорим: « Он вышел из этой ситуации достойно!» «Он не достоин этого звания», или: «Он достоин большего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.

А как вы понимаете, что значит – жить с достоинством? Это значит, жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям или, как говорил известный философ И. Кант, « с нравственным законом в душе».

Что же важно для нашей души? Какие нравственные качества вы бы выделили особо?

Проводится игра «Что угодно для души?».

Игре предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть,

Выбирая не спеши:

Бери, что важно для души.

( Ребятам предлагается учителем импровизированная корзинка. Ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, выбирая желаемое нравственное качество.)

- Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством. Обратимся ещё к одной ситуации.

В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Всё это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года, и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и тут к воспитателю подошёл юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

- Какой ценой? – остолбенел юноша.

- Ценой вашего падения.

 

Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Достоин ли уважения данный юноша? Почему?

Рассмотрим ещё одну жизненную ситуацию.

Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один их погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном судёнышке в море. В трёх милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам. Баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решёток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.

Командование на себя взял Игорь:

- Приказ №1: каждому, держась за обломки мачты или деревянную решётку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ №2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.

 

Как проявил себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?

Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять, очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.

Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.

Изречения напечатаны на компьютере и разложены на партах.

Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства. (В.Г.Белинский)

Наиболее полно и концентрировано выражается воспитанность и нравственная культура человека в том, что бы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство. (Ф.Бэкон)

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишён чувства собственного достоинства. (Ф.М Достоевский)

Большая ошибка - мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь. (И.Гёте)

От недостатка уважения к себе происходит сколько и от излишнего к себе уважения. (М.Монтень)

Сомнение в своём достоинстве - малодушное самоуважение. (В. Шекспир)

 

3)Подведение итогов.

- Наш разговор подошёл к концу. Какой вывод вы сделали для себя?

Заключительное слово педагога: «Ребята в романе Ч.Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого для нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить с вами: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: « Он, она – достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор».

Просмотров: 1180


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

СоцСети

     

Ұйымдар тізімі
Текст