ГУ «Отдел образования Буландынского района»
Акмолинской области
Обобщённый педагогический опыт
педагога образовательного учреждения
КГУ «Вознесенская средняя школа»
Нацаренус Марии Александровны
Тема опыта:
«Развитие исследовательской деятельности учащихся»
Идея опыта: развитие ценностного интеллектуального и творческого потенциала через исследовательскую деятельность обучающихся.
Структура описания обобщённого педагогического опыта.
1. Сведения об авторе ………………………………………………………..3
2. Условия формирования опыта …………………………………………...3-4
3. Теоретическая база опыта ………………………………………………...4
4. Актуальность и перспективность опыта ………………………………...4-5
5. Новизна опыта …………………………………………………………….5
6. Адресность опыта ………………………………………………………...5
7. Трудоёмкость опыта ……………………………………………………..5-6
8. Технология опыта ………………………………………………………..6-7
9. Результативность опыта …………………………………………………7-8
Название (полное) учебного заведения, год его окончания: Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, 2017. Омский государственный педагогический университет, 2016
Специальность по диплому: ПМНО, магистр педагогической инновации
Место работы: КГУ «Вознесенская средняя школа» Буландынского района
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 15 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 15 лет
Награды: Благодарственное письмо МОН РК (2016 г), грамотой Управления Образования Акмолинской области (2016 г)
2.Условия формирования опыта.
В условиях обновления содержания образования ценны учащиеся, которые будут уметь самостоятельно добывать знания и могут применить их на практике, быстро адаптирующиеся к изменениям в учебном процессе, творчески подходящие к решению проблем. На сегодняшний день ученикам школ предстоит стать активными участниками духовного и социального развития Республики Казахстан, что требует от них самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, ВУЗе и на протяжении всей жизни. Таким образом, просто необходимо развивать у обучающихся исследовательскую деятельность. Так как исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая направлена на познание окружающего мира, открытия новых знаний. Именно исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся начальных классов. Такая деятельность является средством активизации учащихся во время учебного и внеучебного процесса, формируя у них стойкий интерес к изучаемому материалу, позволяет расширить знания по изученному, формирует общие и предметные умения и навыки.
Работая учителем начальных классов вот уже 15 лет в сельской малокомплектной школе, я понимаю, что возможности для всестороннего развития моих учеников значительно уступают возможностям многих городских детей. Но они ничем не хуже! Наблюдая за пытливым взглядом своих любимчиков, я знаю, что им хочется узнавать что-то новое, необычное, открывать «невиданные дали».
Мои умозаключения подтвердило анкетирование «Изучение интересов и склонностей учащихся», которое я проводила в начале учебного года для освоения вариативной части рабочего учебного плана для 3 класса. Анкета включала в себя 32 вопроса, направленных на изучение интересов учащихся.
Твердо определиться с потребностями развития исследовательской деятельности у учащихся мне помогли почти 100% ответы «да» на вопросы о чтении, конструировании, проведении опытов, о занятиях в творческих кружках.
Именно поэтому я решила в качестве дополнительной возможности для развития учеников разработать факультативный курс «Я-исследователь!».
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- при изучении литературы по данному вопросу, я столкнулась с тем, что методической литературы казахстанского издания, которая может полноценно оказать помощь учителю в данном вопросе, пока нет. Это наталкивает на мысль о том, что развитие в данной области образовательного процесса оставляет желать лучшего;
- потребность развивать исследовательские навыки и исследовательскую деятельность диктует МОН РК, государственный заказ.
- желание учеников заниматься исследовательской деятельностью.
3. Теоретическая база опыта.
При планировании и внедрении данного опыта я опиралась на научно-практические труды А.И. Савенкова. Но если рассматривать педагогический опыт А.И. Савенкова, можно сделать вывод о том, что он уже давно и систематически занимается развитием исследовательской деятельности у младших школьников. Его программа развития состоит из двух разделов. Уже в первом разделе начинаются тренировочные занятия, а во втором разделе учащиеся самостоятельно пишут научно-исследовательские проекты.
Моя же программа состоит из четырех разделов, которые поэтапно подготавливают учащихся к самостоятельному написанию исследовательских проектов. Это обусловлено тем, что учащиеся третьего класса лишь эпизодически занимались исследовательской деятельностью. Учеников нужно было подготовить к ведению исследования, привить все необходимые навыки исследователя.
4. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность данного педагогического опыта обусловлена требованием к подготовке в школе творческой, самостоятельной личности школьника. Также необходимостью обогащения и распространения педагогической практики в начальной школе при организации исследовательской деятельности.
Считаю, что данный факультативный курс очень актуален на сегодняшний день для общеобразовательных школ потому, что учащиеся, которые уже перешли на обновленное содержание образование, не готовы к ведению исследовательской деятельности. А где как не на факультативном курсе дополнительно развивать данные способности? И не надо забывать о учащихся, ожидающих переход на обновленное образование, которые еще недопонимают всех тонкостей!
5. Новизна опыта.
Новизна данного опыта заключается в том, что к концу учебного года учащиеся могут самостоятельно подготовить мини-проекты исследовательской деятельности по предложенным темам или по темам, которые они выбрали самостоятельно, научатся презентовать свою работу.
6. Адресность опыта.
Идеи данного опыта могут быть интересны педагогам как начального, так и среднего звена, находящихся на начальном этапе развития исследовательской деятельности учащихся, а многие приемы и методы, описаны в поурочных планах, могут быть использованы любым учителем-предметником. Также, опираясь на разработки занятий, можно проводить мастер-классы среди педагогов школы, района, области.
7. Трудоёмкость опыта.
Разговор о том, что скоро весь образовательный процесс будет строиться на основе исследовательской деятельности, шел еще в далеком 2012 году, когда только началась презентация модели перехода на 12-летнее обучение. С 1 сентября 2015 года на базе пилотных школ уже обучались первоклашки по обновленной программе. Педагогам нашего района, а в частности мне, очень повезло: в нашем районе была одна из немногих пилотных школ. Педагоги данной школы активно и с удовольствием делились своим опытом.
Я понимала, что учитель начальных классов просто обязан «заложить» в своих учениках навыки исследовательской деятельности, так как они тоже будут в дальнейшем обучаться по обновленной системе образования. Опираясь на результаты анкетирования, понимая, что нужно работать с опережением, я внедрила в учебный процесс своего класса факультативный курс «Я – исследователь!».
Особо «остро» данный вопрос встал только 1 сентября 2016 года, когда все первоклассники общеобразовательных школ Республики Казахстан пошли в первый класс по обновленному содержанию образования. К данному моменту я сама уже могла делиться своим опытом по организации развития исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Во время внедрения и апробации своего опыта я столкнулась со следующими проблемами:
- недостаточная материально-техническая база для проведения более глубоких исследований. Мне приходилось строить занятия таким образом, чтобы они достигали поставленные цели и задачи с учетом тех технических средств, которые имеются в школе, или которые я могу предоставить на занятие;
- работа с родителями. На протяжении всего учебного года велась большая работа с родителями, которая была направлена на убеждение их в том, что учащимся просто необходимо приобретение знаний, умений, навыков исследовательской деятельности. Ведь большая часть родителей сегодняшних школьников это люди, которые взрослели в 90-х годах, когда школа представляла собой не учебное заведение, а заведение, где можно было в тепле «пробыть» время до обеда; их самих родители отводили в школу лишь для того, чтобы они не бродили по улицам;
- работа с учащимися. Нужно было научить учащихся применять полученные знания, умения, навыки на других школьных предметах, а не только на занятиях курса. В этом мне помогло использование межпредметных связей с русским языком, литературным чтением, информатикой, познанием мира при планировании и проведении занятий;
- отсутствие данного предмета в ТУПах, что приводит к тому, что полученные знания, умения, навыки исследовательской деятельности учащиеся перестают использовать в среднем и старшем звене. Да и ведение в начальном звене зависит только от личности педагога.
8. Технология опыта.
При планировании и проведении занятий для достижения поставленных целей и задач, я использовала 7 модулей уровневой программы. Так как я прошла уровневые курсы и являюсь учителем первого (продвинутого) уровня, считаю, что применение данных модулей очень хорошо позволяет организовать и проводить исследование во время урока, в дальнейшем развивая и направляя учащихся на самостоятельную деятельность в данном направлении.
На протяжении всех 34 занятий я использовала модули «Диалоговое обучение», «Критическое мышление», «Обучение в соответствии с возрастными особенностями». А также очень часто использовались модули ИКТ, «Развитие одаренных и талантливых детей».
При планировании занятия всегда опиралась на межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, информатика, познание мира, внеклассная деятельность по предмету. Такое интегрирование помогало мне «приучать» учащихся использовать полученные знания, умения и навыки на других учебных предметах, а не только на занятиях факультативного курса.
Для того, чтобы включить учащихся в учебную деятельность, я, в первую очередь, планировала начало урока таким образом, чтобы учащиеся, опираясь на свои имеющиеся знания, могли выполнить предложенное задание. Данный прием дает возможность педагогу вовлечь учащихся в учебный процесс, а так же формирует у них ситуацию «успеха». Ведь психологический комфорт на занятии играет не последнюю роль. Так же для сохранения психологического комфорта я использовала следующую схему организации учебной деятельности: коллективная работа – групповая работа- парная работа – индивидуальная работа. Ведь всем известно, что ученик боится самостоятельно выполнять какое-либо задание, а применение данной схемы позволяет учащемуся подойти к выполнению задания полностью подготовленным; данный прием убирает барьер «страха» перед новым.
На моих занятиях данного курса можно было встретить игры-превращалки, приглашение старшеклассников для командной работы, приглашение родителей учащихся, использование МТБ кабинета информатики, лабораторные и исследовательские работы, обучающие и документальные видеоролики.
9. Результативность опыта.
Результативностью данной работы считаю разработанную авторскую программу факультативного курса в 3 классе «Я -исследователь»!, которая включает в себя программу факультативного курса, календарно-тематическое планирование курса, 34 развернутые разработки занятий с применением 7 модулей уровневых программ.
Со своей авторской программой я участвовала в мастер-классе «Панорама педагогического опыта» в рамках VII Международной Ярмарки педагогических инноваций в образовании; комиссия вышеуказанной Международной Ярмарки оценила по достоинству мою работу и присудила серебряный сертификат. Глубокоуважаемая комиссия областного этапа конкурса «Лучшая авторская программа» так же присудила программе 2 место. Имею сертификат участника республиканского этапа конкурса «Лучшая авторская программа».
Кто же лучше учеников может рассказать о работе педагога? Результативность проделанной мной работы подтверждают результаты моих учеников. Сироткин Кирилл занял третье место в областном конкурсе научно-исследовательских работ «Зерде» с научной работой «Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников». В этом учебном году Демченко Марина заняла второе место на областном этапе конкурса научно-исследовательских работ «Зерде» с исследованием «Подросток и селфи».
Нужно отметить, что полученные знания обучающиеся перенесли на все школьные предметы. Используя их в процессе уроков, они самостоятельно добывают знания, применяют их в новых, нестандартных условиях. Именно на это нацелена сегодняшняя система образования!
Приложение к опыту работы:
Приложение 1 – Авторская программа факультативного курса в 3 классе «Я – исследователь!»
Приложение 2 – Материалы, подтверждающие результативность опыта